Одна из самых распространенных практик расслабления на сегодняшний день – медитация. Я, например, очень много раз слышала от своих знакомых про то, что они медитируют, чтобы успокоиться, или привести некоторые свои жизненные сферы в стабильность, например финансовую, психологическую, сферу личных и/или семейных взаимоотношений. Медитация создана в первую очередь для того, чтобы привести ваше воспаленное сознание в спокойствие, структурировать ваши мысли и мироощущение, создать благоприятную атмосферу в вашей голове для приведения жизни в упорядоченное и гармоничное состояние.
Ввиду повышенного темпа жизни в мегаполисах, нам, как ни крути, нужно отдыхать. Но, к сожалению, мы не всегда можем себе позволить выбраться загород, чтобы просто напросто «послушать тишину» и побыть наедине с собой. Тем не менее, наш мозг нуждается в подобном отдыхе, именно для этого были придуманы всяческие медитативные техники.
История медитации тесно связана с религиозным контекстом, в котором существовала эта практика. Уже в доисторических цивилизациях использовались повторяющиеся ритмичные песнопения и повторения фраз для увещевания богов.
В Ведах содержится одно из наиболее ранних упоминаний o медитации. Позднее (примерно с VI по V вв. до н. э.) свои формы медитации были созданы в даосизме в Китае и буддизме в Индии.
В собрании буддийских писаний, созданном в I веке до н.э., встречаем утверждение: «Индийская буддийская медитация — это шаг на пути к освобождению». В то время её появлению и развитию за пределами Индии способствовали караваны, шествующие по Великому Шелковому пути. Это был главный торговый канал, состоящий из нескольких дорог, связывающих Восточную Азию и Средиземноморье. Затронула медитация и Древнюю Грецию. Правда, здесь её развитие проходит в разы медленнее. Так, в 20-м году до н.э. религиозный мыслитель Филон Александрийский в своих записях упоминает некие «духовные упражнения» на основе предельной концентрации внимания на предмете или мысли. Спустя четыре столетия собственные техники медитации разрабатывает философ Плотин.
«Meditatio» в переводе с латинского — «создавать идеи», «мысленно созерцать», «обдумывать». В свою очередь, языком-прародителем латинского слова считается иврит. В священной книге евреев Торе встречается понятие «хага» — «шептать», «вздыхать», «размышлять». Когда книгу перевели на греческий язык, слово «хага» превратилось в «melete», а затем в латинское «meditatio». Несмотря на многовековую историю, в известном нам значении слово «медитация» впервые появляется в европейской культуре только в XII столетии.
В корне неверно представление о медитации как о вхождении в бессознательное трансовое состояние или сравнение его с эффектом от психоактивных веществ. Медитация — это произвольный, полностью контролируемый процесс управления своим сознанием. Никаких фокусов и магии, никаких «приходов», если вы делаете всё правильно.
Существует, по сути, три значения медитации:
– особый вид упражнений, которые входят в состав духовно-религиозных или оздоровительных практик, а также необычное психическое состояние, которое возникает в процессе их выполнения;
– особый тип углублённых размышлений о чём-либо. Они сопровождаются осознанным отстранением от любых внешних обстоятельств и раздражителей;
– комплекс психофизических упражнений альтернативной медицины.
С чем путают медитацию?
Понятие «медитация» не то же самое, что и «концентрация». Концентрация привычна для нашей повседневной жизни, когда мы направляем всё внимание на какой-то предмет или задачу. Медитация же представляет собой высшую форму концентрации, следующую, более высокую ступень развития нашего сознания.
Вероятно, именно разнообразие существующих практик и является причиной нескольких трактовок термина «медитация». Правда, такое многообразие не приводит лингвистов, историков и психологов к единому мнению, а, наоборот, порождает споры о том, какие практики следует считать медитативными.
Также следует отличать медитацию от созерцания, которое является более широким понятием и включает в себя не только техники медитации, но и другие духовные практики.
Какие виды медитаций бывают?
– концентрация внимания
– открытое внимание
– легкое присутствие
Концентрация внимания.
Фокусировка внимания на одном объекте в течение всего сеанса медитации. Этим объектом может стать дыхание, мантра, визуализация, части тела, внешние предметы и т. д. У практикующих эту технику, умение держать поток внимания на выбранном объекте становится сильнее, а отвлечение происходит реже и недолго. Развивается глубина и устойчивость внимания.
Photo by Matthew Henry from Burst
Примерами этого являются: Саматха (Буддийская медитация), некоторые формы Дзадзэн, “Мета” — медитация любящей доброты, медитация “Кундалини”, Звуковая медитация, мантры, пранаяма, некоторые формы Цигун и многие другие.
Открытое внимание.
Вместо того чтобы фокусировать внимание на любом объекте, мы держим его открытым, контролируя все аспекты нашего опыта, без суждений или привязанностей. Все ощущения, будь они внутренние (мысли, чувства, память и т. д.) или внешние (звук, запах и т. д.), признаются и наблюдаются такими, какие они есть. Это процесс неактивного наблюдения происходящего от момента к моменту. Примерами являются: медитация осознанности, Випассана, а также некоторых виды даосской медитации.
Легкое присутствие.
Это состояние, когда внимание не сфокусировано на чем-то конкретном, а находится в состоянии покоя. Это можно назвать “Безальтернативное осознание” или “Чистое бытие”.
На самом деле это истинная цель всех видов медитации. Все традиционные техники признают, что объект в фокусе, и даже процесс наблюдения, является просто средством для тренировки ума и помощь для создания внутренней тишины и глубоких состояний сознания. Когда эти процессы остаются позади наступает момент “чистого присутствия”.
Буддийские медитации и их техники.
Далее мы рассмотрим несколько буддийских медитаций, и вы узнаете об их практической составляющей.
ДЗЕН МЕДИТАЦИЯ (ДЗАДЗЭН)
Происхождение и значение.
Дзадзэн (坐禅) в переводе с японского языка означает «сидячая медитация». Ее корни уходят к китайскому дзен-буддизму (Чань), а основателем считается индийский монах Бодхидхарма (6-й век н.э.).
Техника выполнения:
Как правило, техника практикуется сидя со скрещенными ногами на коврике или подушке. Традиционно это поза лотоса или полу-лотоса. Сейчас, большинство практикующих, медитируют просто сидя на стуле.
Наиболее важный аспект — сохранять ровное положение спины от таза до шеи. Рот закрыт, глаза опущены.
Как аспект ума, это обычно практикуется двумя способами:
Концентрация на дыхании — сосредоточить внимание на движении дыхания, как оно входит и выходит через нос. Этому может помочь подсчет дыхания в уме. Каждый раз, когда вы вдыхаете отнимайте единичку, начиная с 10, и двигайтесь назад до 9, 8, 7, и т.д. Когда вы дойдете до 1, возобновите счет от 10. Если вы отвлеклись и потеряли свой отсчет, мягко верните внимание к 10 и начните снова.
“Просто сидение” — в этой форме практикующий не пользуется каким-либо объектом для внимания; он старается как можно дольше оставаться в настоящем моменте, осознавая и наблюдая, что проходит через его сознание и что происходит вокруг, не останавливаясь на чем-то конкретном.
МЕДИТАЦИЯ ВИПАССАНА
Происхождение и значение:
“Випассана” означает “прозрение” или “ясное видение”. Это традиционная Буддийская практика, датируемая 6-м веком до нашей эры.
Техника выполнения:
Есть некоторые противоречивые сведения о том, как практиковать Випассану. В целом, большинство учителей сходятся на том, что на первых этапах лучше начинать с осознанности дыхания, чтобы стабилизировать разум. Это больше похоже на сосредоточенность внимания в медитации. На следующем этапе внимание переключается на телесные и психические ощущения, наблюдая их каждый момент, и не цепляясь за что-то определенное. Так происходит введение, предназначенное для начинающих. Чтобы узнать больше, я предлагаю обучаться с учителем.
В идеале, нужно сидеть на полу в позе лотоса с прямой спиной. Но можно воспользоваться и стулом.
Первый аспект — развивать концентрацию. Обычно это делается через осознанное дыхание.
Когда вы сосредоточены на дыхании, другие восприятия продолжают появляться: звуки, ощущения в теле, эмоции и т. д. Просто обратите внимание на эти явления, как они возникают в поле сознания, а потом вернитесь к ощущению дыхания. Внимание удерживается на объекте концентрации (дыхание), в то время как эти другие мысли и ощущения существуют просто как “фоновый шум”.
Объект, который находится в центре внимания (например, движение живота) носит название “первичного объекта”. И “вторичный объект” — это все остальное, что возникает в вашем поле восприятия или с помощью пяти чувств (звук, запах, зуд в теле и т. д.), или через разум (мысли, воспоминания, эмоции и т. д.). Если вторичный объект цепляет ваше внимание и тянет его, или если у вас появляется какое-то желание или отвращение, то можно сосредоточиться на вторичном объекте на мгновение или два, обозначать его на заметку, как “мышление”, “память”, “слух”, “желание”. Эта практика часто называется “отмечаю”.
На заметку берется объект в целом, а не в деталях. Когда вы осознаете звук, например, назовите его “слышать” вместо “мотоцикл”, “голоса” или “лай собаки”. Если возникает неприятное ощущение, заметка “боль” или “ощущение” вместо “боль в колене” или “у меня болит спина.” Затем верните внимание к основному объекту медитации. Когда осознаете аромат, назовите заметку “пахнуть”. Не нужно идентифицировать запах.
Таким образом, наблюдая за объектами без привязанности, мы позволяем возникнуть мыслям и ощущениям, которые затем проходят самостоятельно. Умственное обозначение (см. выше) часто используется как способ, не дающий мыслям увести вас. Это делает нас более объективными.
В результате мы можем увидеть три знака бытия: непостоянство (анника), удовлетворенность (дуккха) и пустота (анната). В связи с этим развивается уравновешенность, спокойствие и внутренняя свобода.
МЕДИТАЦИЯ ОСОЗНАННОСТИ
Происхождение и значение:
Медитация осознанности — это адаптация буддийских практик, особенно Випассаны, но также на нее повлияли и другие течения (вьетнамский Дзэн-Буддизм тик Нат Хан). “Осознанность” — это распространенный на Западе перевод буддийского термина Сати. Анапанасати, “осознанное дыхание”, является частью Випассаны и других буддийских медитативных практик, например, дзадзэн (источник: Википедия).
Техника выполнения:
Медитация осознанности — это техника, которая намеренно концентрирует внимание на “Здесь и сейчас”, обращает внимание на все возникающие ощущения, мысли и эмоции.
Во время “формальной” практики нужно сидеть на полу либо на стуле. Обратите пристальное внимание на движение вашего дыхания. Когда вы вдыхаете, знайте, что вы вдыхаете, и следите за своими ощущениями. Точно также, когда выдыхаете. Делайте так во время всей медитации, постоянно перенаправляя внимание на дыхание. Или можно направить внимание на мысли и чувства, которые возникают.
Ваш ум будет отвлекаться на звуки и мысли. Когда это произойдет, признайте, что были сбиты с толку и верните внимание обратно на то, куда оно было направлено изначально. Сильно отличается пребывание в мыслях от простого осознания, присутствия.
Научитесь наслаждаться своей практикой. Как только вы закончите, оцените, как сейчас ощущается ваше тело и разум.
Можно практиковать осознанность в повседневной жизни: во время еды, ходьбы, общения. Для повседневной деятельности, такая медитация — это способ обратить внимание на то, что происходит в настоящий момент, чтобы быть в курсе происходящего – и не пребывать в “автоматическом режиме”. Если вы говорите, обращайте внимание на слова, и как вы их произносите. Если вы идете, ощущайте движения тела, как ваши ноги касаются земли, звуки, которые вы слышите и др.